Пупышево в Волховском районе Ленинградской области - это
не только крошечная деревня, железнодорожная станция и
огромный садоводческий массив чуть более чем в ста километрах
от Петербурга. Мало кому известно, что Пупышево связано со
многими страницами Великой Отечественной войны.
В БОЯХ ПРОТИВ ГРУППИРОВКИ "БЕКМАН" Осенью 1941 года, когда немецкие войска рвались к Волховстрою и Войбокало, чтобы замкнуть вокруг Ленинграда второе кольцо блокады и намертво сковать город в тисках голода, станция Пупышево оказалась вблизи переднего края обороны. Еще в сентябре 1941 года более двухсот жителей Волховстроя и около трехсот колхозников окрестных деревень участвовали в строительстве автомобильной дороги от поселка Октябрьского (ныне он входит в состав города Волхова) до станции Пупышево. Протяженность этой дороги составила 22 километра, из них 6 километров было проложено по болоту. Дорога была готова к 1 октября, и по ней могли передвигаться к фронту воинские части. Об этом говорится в книге волховских краеведов Ю.А.Сякова и Г.Г.Самсоненко "Сражение за Волхов", изданной в прошлом году. К концу октября в нескольких десятках километров от Пупышево развернулись ожесточенные бои. Не сумев занять Волховстрой, немцы решили попытаться прорваться к Ладожскому озеру силами созданной 20 ноября группы "Бекман" через станцию Войбокало, чтобы выйти на побережье Ладожского озера в районе деревни Кобона. В ноябре ситуация под Волховом складывалась критическая, тем не менее, немцев остановили на самых подступах к городу. Группа "Бекман" попыталась прорваться на линии железной дороги между Волховстроем и Войбокало, где у наших войск не было сплошной линии обороны. Здесь были топкие болота и труднопроходимые леса, почти не было дорог, поэтому наше командование посчитало маловероятным, что вражеские войска будут пробиваться в этом направлении. Поэтому участок прикрывали лишь один бронепоезд и отдельные подразделения 285-й стрелковой дивизии. Немцы воспользовались этой ситуацией и нанесли удар там, где их совсем не ждали. По данным Ю. А. Сякова и Г. Г. Самсоненко, под ударами немецких танков и пехоты слабые заслоны 285-й дивизии были сбиты с дорог и загнаны в леса. "Воздушная разведка и показания пленных подтвердили серьезность намерений немецкого командования именно на этом участке советско-германского фронта решить важную стратегическую задачу - выйти к Ладожскому озеру и замкнуть второе кольцо блокады Ленинграда". На отражение противника со станции Волховстрой эшелонами, через Пупышево, срочно были отправлены полки 311-й дивизии в Войбокало. Им удалось проскочить перед самым носом у передовых частей противника. НЕРЕДКО ДОХОДИЛО ДО РУКОПАШНЫХ... Обстановка продолжала накаляться. Под Войбокало развернулись тяжелые бои. Немцы пытались прорваться также и на других участках железной дороги Волховстрой - Войбокало. Они стремились туда, где были дороги, по которым могла пройти бронетехника. Внезапным ударом немцам удалось захватить станцию Новый Быт, находившуюся в десяти километрах от Пупышево, и перерезать железную дорогу на Волхов. Только стремительная атака моряков 6-й отдельной бригады спасла положение: Новый Быт отбили у врага. Бои шли в тяжелейших условиях - в сильный мороз, среди труднопроходимых лесов и болот. В осажденном Ленинграде по радио сообщалось, что 54-я армия генерала И.И.Федюнинского "остановила наступление врага на линии г. Волхов - Войбокало" и развивает наступление. На самом деле, о развитии наступления речи не было. Под Войбокало и Новым Бытом, в районе Тобинского болота, шли ожесточенные бои. Нередко доходило до кровавых рукопашных схваток. Во второй половине декабря, уже после освобождения Тихвина, началось наступление против группировки "Бекман". Удары наносили в направлении поселка Шум и станции Войбокало, а также во фланг и тыл - из района Рабочих поселков № 4 и 5. К концу декабря угроза на войбокальском направлении была ликвидирована. В конце декабря Совинформбюро сообщало о разгроме войбокальской группировки врага и о его больших потерях. О наших потерях не сообщалось, хотя они были не менее серьезными: только 6-я отдельная бригада морской пехоты, сражавшаяся под Новым Бытом, в декабрьских боях потеряла убитыми 583 человека... ПУПЫШЕВСКИЙ МЕДСАНБАТ Большие потери понесла и 285-я дивизия, которая сначала держала оборону на дороге Погостье - Гороховец в районе Малуксы, а потом, в ноябре 1941 года, оказалась прижатой к железнодорожной станции Войбокало. Дивизия была сформирована в Костроме и прибыла на Волховский фронт в августе 1941 года. Все 900 дней блокады она принимала участие в битве за Ленинград, потом участвовала в освобождении Прибалтики, Польши и Чехословакии. Осенью 1941 года медсанбат 285-й дивизии находился возле станции Пупышево. Рядом с медсанбатом возникло госпитальное кладбище, на котором захоранивались умершие здесь бойцы. Поскольку бои под Войбокало были хоть и сравнительно недолгие, но очень жестокие, можно предположить, что пупышевская земля хранит немало останков бойцов Красной Армии. Точные данные можно установить в архиве Военно-медицинского музея Санкт-Петербурга. Сегодня нет и следа от этого кладбища. К сожалению, такая судьба постигла сотни захоронений военного времени. После войны территория Ленинградской области, обильно политая кровью, была буквально усеяна могилами павших воинов. По данным историка Виктора Кунтарева, председателя Ленинградской комиссии поиска и увековечения памяти защитников Отечества при комитете ветеранов войны-однополчан, на одной только территории соседнего Кировского района Ленобласти после войны насчитывалось более тысячи братских захоронений. Сегодня там существует только 38 мемориальных кладбищ. В Пупышево захоронений, по всей видимости, существовало несколько. Кроме госпитального кладбища, возле блок-поста станции Пупышево, по направлению к станции Новый Быт, появилась братская могила. В ней, по всей видимости, хоронили тех, кто погиб во время бомбежек станции. НА ПУТИ ДОРОГИ ЖИЗНИ Дело в том, что Пупышево было первой станцией после Волховстроя на железнодорожной линии, ведущей в сторону Мги. Поэтому с самых первых месяцев войны станция Пупышево оказывалась объектом налетов немецкой авиации. Пока немцы не захватили 30 августа 1941 года Мгу, через Пупышево из Ленинграда шли военные и гражданские эшелоны на Большую землю, а потом, зимой 1941 года, через Пупышево, оказавшееся на Большой земле, пролегла Дорога жизни. Через Пупышево следовали на Большую землю десятки тысяч обессилевших от голода ленинградцев. Сохранились данные, что бомбовый удар по станции Пупышево немцы наносили 11 июля 1941 года. Спустя четыре дня налет повторился. Периодические налеты на станцию продолжались на протяжении всего периода ленинградской битвы. 28 января 1942 года в воздушном бою в районе Пупышево погиб летчик, Герой Советского Союза Александр Лукьянов. Он участвовал в Великой Отечественной войне с самого первого дня, совершил 141 боевой вылет, в 16 воздушных боях сбил лично четыре и в группе пять самолетов противника, два раза таранил вражеские самолеты - в июле 1941-го и в начале января 1942-го. К сожалению, судьба не уберегла отважного летчика, защищавшего Дорогу жизни. Похоронили Александра Лукьянова в городе Волхове, именем его названы улицы в Москве и Волхове... Сохранились сведения, что 26 января 1943 года немецкие самолеты совершили налет на военный эшелон, стоявший на станции Пупышево. В эшелоне находился личный состав 392-го запасного стрелкового полка, который следовал на пополнение в одну из частей Волховского фронта. Погибших от бомбежки похоронили в братской могиле возле станции. Имя по крайней мере одного воина известно: оно зафиксировано в "Книге памяти" Новгородской области. Это рядовой 392-го запасного полка Павел Иванович Иванов, 1906 года рождения, уроженец одного из сел Боровичского района Новгородской области. "Все последнее время вражеская авиация систематически налетает на железную дорогу в районе Волхова, - записал в своем фронтовом дневнике 17 февраля 1943 года ленинградский журналист Павел Лукницкий. - Хочет помешать доставке в Ленинград подкреплений. Особенно бомбит дорогу на участке от Шлиссельбурга до Званки. 10 февраля на станцию Пупышево налетели четыре бомбардировщика, одна бомба попала в цистерну с бензином, восемь цистерн сгорели, разбиты четыре вагона с красноармейцами. Один из самолетов сбит зенитками". Можно предположить, что и жертвы этого налета нашли свой последний приют в братской могиле станции Пупышево. Однако назвать точное число захороненных в ней сегодня не представляется возможным. Для этого нужны долгие кропотливые поиски в архивах. Как реликвия военных лет сохранилось старое деревянное здание станции, построенное еще в начале прошлого века, - безмолвный свидетель истории...